72 материалa по 20 объектам, 1 469 фотографий
Чичен-Ица. Дороги сакбе и торговцы вдоль них. Ч.138
Этот совет является частью дневника «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает….»
Населенный район Чичен-Ица охватывал не менее 30 кв.км. Это был умело спланированный и построенный мегаполис, да так, чтобы произвести впечатление на своих и чужих. Монументальность их зданий, перспективы и широта их основных площадей – все это подавляло и вызывало трепет у нерезидентов, как сказали бы сейчас. Но на территории были и вторичные, менее важные архитектурные объекты, которые соединялись друг с другом с помощью искусственных дорожек или sacbe.
«Эти мощеные и покрытые штукатуркой дороги тянулись на несколько километров и имели разную степень обработки, в зависимости от функции и точек, которые они соединяли. Они были основой для политического, социального и экономического контроля за территориями, связывающими их, путем церемониального использования и позволяли обеспечить непрерывное снабжение товарами, необходимыми для процветающего и сложного общества. До сих пор было найдено и обследовано около ста таких путей».
Пройдя чуть-чуть по этой плотно утоптанной дороге, сразу понимаешь, какое огромное майя оставили человечеству культурное наследие, которым мы продолжаем восхищаться и исследовать сегодня. Доказательством этого являются «белые дороги» сакбе, которые встречаются в некоторых археологических зонах, таких как Чичен-Ица, Коба и др.
«Они, безусловно, привлекательны для прогулок и знакомства с подлинным образцом замечательной техники майя, а также коммерческого и мистического великолепия, окружающего их».
Сегодня мы перемещаемся из одного города в другой на машинах, двигаясь по автобанам, развязкам, всяким МКАД, КАД и другим дорогам федерального и местного значения. Как и мы, майя путешествовали из одного города в другой по коммерческим делам и другим причинам, но делали это пешком.
««Sacbé» (или «sacbeob» во множественном числе) происходит от майских слов «sac»(белый) и «bé»" (путь). Это прямой путь, который может иметь от 4 до 20 м шириной и до 300 км длиной. Обычно дорога поднимается примерно на метр над уровнем земли и вымощается «саскабом» (известняковой пылью, найденной на полуострове) или известью. Большие камни были размещены на одной стороне дороги, а меньшие-посередине, чтобы впоследствии сгладить поверхность (очень похоже на то, как сегодня строятся дороги)».
Поскольку на Юкатане было жарко, то путники пускались в дорогу по холодку, т.е. вечером, поэтому «сакбеоб», как полагают, были белыми, чтобы отражать лунный свет и, таким образом, делать путешествие освещенным. Считается также, что они имели религиозное значение, так как ритуал проводился до пересечения двух дорог.
Дороги строились главным образом для связи с площадями и храмами в крупных городах майя; другая их роль заключалась в поддержании социальных, религиозных, политических и экономических контактов между крупными городами и зависящими от них общинами, связывая их друг с другом.
Вдоль дороги, выложенной каменными булыжниками, расположились торговцы. Их стилизованные обсидиановые ритуальные ножи вызывают только содрогание, неужто кому-то по нраву привезти домой столь кровавое орудие?
Рядом какие-то развалины, и никого не смущает, что сегодня на том месте, где жили горделивые майя, сегодня их предки вынуждены торговать барахляными безделицами, напоминающими им и нам о былом величии нации.
Дорога шириной 10 м и длиной 300 метров приводит нас к естественному карстовому образованию — Чичен-Ица. Сенот, посвященный богу Штолоку. Ч.139
Продолжение следует...
- Адрес:
Sacbé
- Дополнительная информация:
Начинается от Платформы Венеры и ведет к сеноту Xtoloc